Военно-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Бабкина Наталья Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Головичпольская средняя школа»;

Антухевич Анатолий Антонович, руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Головичпольская средняя школа», руководитель клуба «Патриот».

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Республики Беларусь является патриотическое воспитание граждан и, особенно, учащихся. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу учащиеся утверждают свое достоинство, стремление быть похожим на героев Родины.

Особая роль в формировании гражданско-патриотической компетенции должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. Истинный патриотизм – это уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям. Благодаря патриотизму и героизму народных масс Беларуси удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей страны.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи говорится, что патриотизм, как важнейшая духовная и социальная ценность, является основой укрепления государственности. Именно молодѐжи предстоит брать на себя ответственность за судьбу государства.

Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи, задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Актуальность вопроса состоит в том, что в настоящее время возникает противоречие между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у обучающихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства.

Современный образовательный процесс готовит учащегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям белорусского общества и государства, а патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Классный руководитель, в первую очередь, на своем примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Ему не должно быть безразлично, что происходит в Республике Беларусь, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их классный руководитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданско-патриотическое образование и воспитание как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет обозначенную линию: родной дом – родная школа – родной город –родная страна.

Патриотическое воспитание молодѐжи – приоритетное направление государственной политики Республики Беларусь.

Уже много лет в школе работает клуб «Патриот». Изначально инициатива создания такого клуба профессиональной направленности принадлежит директору учреждения образования Ж.А.Пашук. В результате реализации основных этапов программы клуба «Патриот», охватывающих широкий спектр вопросов военной грамотности, строевой и огневой подготовки, истории нашей Родины и её Вооруженных сил, у детей и подростков идет формирование высокой личной ответственности, убежденности в необходимости выполнения функций защиты Отечества в современных условиях. Изучение теоретических вопросов и практические занятия с обучающимися прививают им гражданственность и патриотизм, как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формируют у них профессионально значимые качества и умения, а также готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основная цель клуба «Патриот» – формирование высокого уровня гражданско – патриотического воспитания детей путем развития у учащихся интереса к военному делу, военно-профессиональная ориентация. Допрофессиональная и профессиональная ориентация молодых людей раскрывает возможность для дальнейшего профессионального выбора в данном направлении.

Задача в системе дополнительного образования состоит в том, чтобы сориентировать учащихся в правильном представлении профессии военного и содействовать им в морально-психологической адаптации выбранной профессии.

В соответствии с «Планом мероприятий на учебный год», учащиеся клуба задействованы в различных мероприятиях. С учащимися планируется проведение Уроков мужества совместно с офицерами пограничного поста «Мотыли», военных частей, ветеранами в отставке, представителями государственных огранов. Для нас стало традицией возлагать цветы к памятникам погибшим войнам в Великой Отечественной войне в дни памяти и скорби.

Живой интерес у учащихся вызывают встречи с военными пограничного поста «Мотыли», офицерами в отставке, проживающими в районном центре и принимающими активное участие в респубоиканском проекте «ШАГ». Планируются встречи с офицерами военных частей и курсантами военных учреждений Республики Беларусь.

В течение года планируются выезды на один из участков Государственной границы с целью посещения подразделений границы (пограничный пост).

С целью ознакомления с условиями обучения планируется проведение экскурсии в одно из военных учреждений в рамках Дней открытых дверей.

В рамках плана мероприятий в течение года с учащимися проводятся спортивные праздники, военно-патриотическая игра «Зарница», обеспечивается участие в районном слёте патриотических клубов, в праздничной линейке посвящённой Дню государственного герба и флага Республики Беларусь, планируется участие в Дне призывника, Дня воинской славы, в Вахте памяти. А также с учащимися проводятся различные мероприятия в рамках патриотического воспитания, такие как:

участие в военно-патриотических конференциях, посвященных историческим событиям и памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной;

проведение торжественных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь, выводу советских войск из Афганистана.

Основными целями всех проводимых мероприятий являются:

воспитание ребят в духе гражданственности, патриотизма, формирования мировоззренческой и поведенческой культуры;

осознание собственной роли в развитии белорусского общества и готовность к защите своего Отечества.

Задачами являются:

формирование представления о специфике военной службы, роли армии в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь;

изучение основ военного законодательства Республики Беларусь;

воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, глубокого понимания личной ответственности за защиту своей Родины – Республики Беларусь.

Учащиеся клуба «Патриот» проявили себя как активные участники всех школьных и многих районных мероприятий. Пока в их копилке немного достижений, но у них все еще впереди.

Это должно послужить осуществлению профессиональной ориентации учащихся военно-патриотического клуба для подготовки к поступлению и обучению в военные заведения страны.

В этом году для 5-6 – классников введён новый факультативный курс «Основы духовно – нравственной культуры и патриотизма». Воспитывается стремление учащихся руководствоваться нравственными нормами, осознание себя гражданином и патриотом белорусского государства. Формируются навыки ответственного поведения учащихся, их позитивного отношения к жизни. Учащиеся побуждаются к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию, у них воспитывается любовь к людям, Отечеству, стремление делать добро. Их окружающая жизнь совершенствуется в соответствии с духовно-нравственными идеалами христианства. Учащиеся факультатива берут хороший пример со своих старшеклассников и равняются на них.

Обучение и воспитание в военно-патриотическом клубе, занятие по военной подготовке в классе, его специфика, исключительная ответственность руководителя по военно-патриотическому воспитанию и всех педагогов школы. Их высокое педагогическое мастерство в значительной степени способствуют повышению уровня воспитанности всех учащихся, углублению качества знаний и является действенной и целесообразной мерой по выработке у юношей и девушек высоких гражданских и патриотических качеств. Занятие в клубе и учёба в классе готовит их к поступлению в военные и иные учебные заведения, к воинской службе и общественно-полезному труду на благо нашей Родины.

Согласитесь, приятно, что нынешние школьники с юных лет осознают себя ответственными гражданами, беспокоятся не только о себе, но и о будущем своей страны!