Клуб "Патриот"

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ   КЛУБ «ПАТРИОТ»

Отдел  образования

Щучинского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Головичпольская средняя школа имени В.Ч. Серехана»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Головичпольская средняя школа имени В.Ч. Серехана»  

___________  Ж.А. Пашук               

«31» августа 2023 г.

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 

КЛУБ «ПАТРИОТ»

 

 

Автор-составитель

Антухевич Анатолий Антонович,

учитель физической культуры и здоровья.

Возраст учащихся 13–17 лет.

Срок реализации – 1 год 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Головичполе

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» (далее – программа «Патриот») призвана обеспечить понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству. Тематика программы «Патриот» позволяет в полном объёме реализовать формирование у подростков патриотического сознания и побуждение учащихся к осуществлению патриотической деятельности. 

В результате реализации основных этапов программы «Патриот» у подростков формируется высокая личная ответственность за выполнение требований военной и государственной службы, убежденность в необходимости   выполнения функций защиты Отечества в современных условиях. Изучение теоретических вопросов и практические занятия с курсантами ведут к выстраиванию основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей как в рядах Вооруженных сил РБ, так и на государственной гражданской службе. Основой содержания программы «Патриот» является воспитание любви к Отечеству, верности гражданскому и воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, самоотверженности, доблести, мужества, взаимовыручки на примерах наших великих предков.

Актуальность предлагаемой программы опирается на необходимость военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации детей. Современное общество имеет существенный недостаток - недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни. Отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

       В этих условиях неоценимую помощь в становлении личности ребёнка может оказать целенаправленный взгляд в далёкое и совсем недавнее прошлое нашей Родины. Специфика военных профессий, как нельзя лучше, позволяет формировать у детей военно-патриотические жизненные позиции. Всё это предоставляет возможность каждому юному гражданину выбрать свой жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно полезном поприще служения Отечеству.

 Возраст учащихся 13-17 лет.

В составе группы желательна максимальная разница в возрасте учащихся 3 года.

 Направленность программы: социально-педагогическая. В результате реализации основных этапов программы «Патриот», охватывающих широкий спектр вопросов военной грамотности, строевой и огневой подготовки, истории нашей Родины и её Вооруженных сил, у детей и подростков идет формирование высокой личной ответственности, убежденности в необходимости   выполнения функций защиты Отечества в современных условиях. Изучение теоретических вопросов и практические занятия с обучающимися прививают им гражданственность и патриотизм, как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формируют у них профессионально значимые качества и умения, а также готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. 

        Цель программы «Патриот» - формирование высокого уровня гражданско – патриотического воспитания детей путем развития у учащихся интереса к военному делу, военно-профессиональная ориентация.

 Задачи 

 Обучающие:

  • актуализировать знания детей об истории Беларуси, её Вооруженных силах, их предназначению и составу;
  • приобрести умения и навыки по строевой, огневой, тактической и военнотопографической подготовке, получить базовые знания об оказании первой доврачебной помощи, ознакомить обучающихся с порядком действий при различных чрезвычайных ситуациях;
  • дать представление о различных воинских ритуалах в Вооруженных силах РБ и научить основам их выполнения.

 Развивающие: 

  • сформировать у обучающихся интерес к профессии военнослужащего;
  • развить мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
  • развить способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей.

 Воспитательные:

  • развить у обучающихся чувство долга, чувство ответственности перед своими товарищами и обществом, уважительное отношение к военной службе, терпение и наблюдательность;

мотивировать  подрастающее поколение к исполнению гражданского долга в Вооруженных силах РБ; - военно-патриотическое воспитание обучающихся.

Программа «Патриот» является по функциональному предназначению – учебно – познавательной, по форме организации занятий – групповая, по форме содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной. Срок реализации программы – 1 год. 1 час в неделю, 35 часов в год.               

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Всего (часы)

1

Организационные мероприятия

1

0

1

2

Строевая подготовка

2

10

12

3

Огневая подготовка

2

9

11

4

Действия в чрезвычайных ситуациях

1

4

5

5

История Беларуси и её Вооруженных сил

1

0

1

6

Медицинская подготовка

1

2

3

7

Топографическая подготовка

1

1

2

8

Подведение итогов первого года обучения. Экскурсия в военно-учебное заведение.

1

0

1

 

Итого:

10

26

36

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационное занятие (1 ч.)

Теория (1 ч.)

Знакомство детей друг с другом. Рассказ детей о себе. Инструктаж по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и правилам обращения с оружием.

 Строевая подготовка (12 ч.)

Теория (2 ч.)

Цели, задачи и порядок изучения строевой подготовки. Основные положения и определения строевого устава ВС РБ. Строи и управление ими. Двухшереножный строй. Развернутый строй, походный строй. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись», «Заправиться», «Головные уборы снять/надеть». Повороты на месте по разделениям на два счета. Повороты на месте в целом. Строевой и походный шаг, в каких случаях применяется. Выполнение строевого шага по разделениям и в целом. Повороты в движении по разделениям на два счета. Повороты в движении в целом. Правильность подачи команд. Построение в 1 шеренгу и в 2 шеренги. Разучивание перестроения из одной шеренги – в две и обратно. Сомкнутый и разомкнутый строй. Разучивание смыкания и размыкания строя. Разучивание выхода из строя и постановки в строй, подхода к начальнику (командиру) и отхода от него. Разучивание перестроения в движении из колонны по одному в колону по два и обратно. Разучивание изменения направления движения в составе подразделения. Боевое Знамя. Общие положения. Положение Боевого Знамени в строю. Порядок выноса и относа боевого Знамени. Изучение должностных обязанностей при несении Почётного наряда на Посту №1. Строевые приёмы с оружием. Разучивание команд «К оружию!», «В ружьё!», «Ремень отпустить/подтянуть!», «Положить оружие!», «Автомат на грудь!», «На ремень!», «Оружие за спину!» по разделениям и в целом. 

Практика (10 ч.)

Выполнение строевой стойки и команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись», «Заправиться», «Головные уборы снять/надеть». Выполнение поворотов на месте, тренировка строевого шага. Выполнение поворотов в движении по разделениям и в целом. Тренировка в правильности подачи команд. Выполнение перестроения из одной шеренги в две и обратно. Выполнение смыкания и размыкания строя, выхода из строя и постановки в строй, подхода к начальнику (командиру) и отхода от него. Выполнение перестроения в движении из колонны по одному в колону по два и обратно. Выполнение изменения направления движения в составе подразделения. Тренировка выполнения воинского приветствия на месте и в движении, поворотов на месте и в движении, тренировка строевого шага. Тренировка смыкания и размыкания строя, выхода из строя и постановке в строй. Движение строевым шагом в составе подразделения. Повороты в движении в составе подразделения. Движение в составе подразделения с исполнением строевой песни. Строевая стойка с оружием. Изучение и практическое выполнение. Движение с оружием. Участие военнослужащих в торжественных мероприятиях. Вынос знамён, возложение венков и гирлянд. Тренировка в практическом выполнении обязанностей личного состава Почётного наряда. Критерии оценки несения Почётного наряда. Тренировка по выносу и относу Боевого Знамени, тренировка возложения гирлянд и венков на торжественных мероприятиях. 

 Огневая подготовка (11 ч.)

Теория (2 ч.)

История развития стрелкового оружия. Оружие современных ВС РБ. Техника безопасности при стрельбе. Цели, задачи и порядок изучения огневой подготовки. Роль и место огневой подготовки в системе подготовки обучающихся. Основы стрельбы. Классификация современного автоматического оружия. Принципы устройства современного автоматического оружия. Классификация и устройство боеприпасов. Основы стрельбы из стрелкового оружия, сущность явления выстрела, начальная скорость полёта пули и её практическое значение. Влияние внешних условий на полет пули, пробивное действие пули, явление отдачи оружия. Использование энергии пороховых газов при отдаче оружия. Траектория выстрела и её элементы. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое, мертвое пространство, их практическое значение.

Практика (8 ч.)

Изучение приемов и правил стрельбы из автомата. Тренировка в прицеливании, выбор прицела и точки прицеливания. Разучивание условий и правил стрельбы из пневматической винтовки. Тренировка в прицеливании, выбор точки прицеливания. Тренировка в правильной изготовке для стрельбы. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки. Изучение порядка обслуживания пневматической винтовки. Разучивание снаряжения магазина. Заряжание и разряжение оружия. Способы изготовки к стрельбе.  Тренировка в прицеливании, выбор средней точки попадания. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки между объединениями.

 Действия в чрезвычайных ситуациях (5 ч.)

Теория (1 ч.)

Техногенные аварии и катастрофы с выбросом опасных химических веществ. Порядок действий в таких случаях. Химическое оружие. Классификация и краткая характеристика отравляющих веществ (ОВ). Средства защиты органов дыхания от ОВ. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов. Назначение и устройство общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Оружие массового поражения (ОМП) и его виды. Ядерное оружие (ЯО) и его классификация по способам доставки. Поражающие факторы ядерного взрыва. Чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные). Пожары в жилых зданиях, сооружениях и в общественных местах. 

Практика (4 ч.)

Порядок действий при техногенных авариях и катастрофах, в том числе с выбросом ОВ. Классификация и краткая характеристика отравляющих веществ (ОВ). Защита органов дыхания от ОВ. Защита кожи от ОВ. Порядок надевания фильтрующего противогаза и общевойскового защитного комплекта. Оружие массового поражения (ОМП) и его виды. Поражающие факторы ядерного взрыва. Действия при угрозе применения ЯО. Чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные). Действия при них. Пожары в жилых зданиях, сооружениях и в общественных местах. Порядок действий при пожарах. Действия при потере зрительных ориентиров при нахождении в лесной местности. Выбор направления движения. Действия в лесу при встрече с различными дикими животными.

 История Беларуси и её вооружённых сил (2ч.)

Теория (1 ч.)

17 сентября – День народного единства. 3 июля – День независимости. Освобождение города Минска от немецко-фашистских захватчиков. История создания и предназначения ВС РБ. Организационная структура ВС РБ. Организационная структура ВС РБ. Виды вооруженных сил и рода войск. Изучение знаков различия и воинских званий военнослужащих Министерства обороны РБ. 23 Февраля – День защитников Отечества. История возникновения праздника. Вооружённые Силы современной РБ. 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 

Практика (0 ч.)

Медицинская подготовка (з ч.)

Теория (1 ч.)

Понятие первой доврачебной помощи (ПДП). Чем она отличается от первой медицинской помощи. В каких случаях может оказываться ПДП. Ожоги и их классификация.  Отравление угарным газом. Признаки отравления. Обморожение. Изучение признаков обморожений различной степени. Виды кровотечений. Понятие теплового удара, причины возникновения. Поражение электрическим током. Оказание первой помощи пострадавшим при утоплении и удушении.

Практика (2ч.)

Типичные ошибки при оказании первой помощи пострадавшему. Способы оказания первой помощи при ожогах различной степени тяжести. Оказание первой помощи при отравлениях химическими веществами. Первая помощь при отравлении угарным газом. Виды первой помощи при обморожении. Первая помощь при венозных кровотечениях. Первая помощь при артериальных кровотечениях. Способы оказания первой помощи при тепловых ударах. Поражение электрическим током и помощь пострадавшему. Навыки оказания первой помощи пострадавшему при   поражении          электрическим током.        Оказание   первой       помощи пострадавшим при утоплении и удушении.

 Топографическая подготовка (2 ч.)

Теория (1 ч.)

Понятие     магнитного         азимута.     Ориентирование          на местности.          Определение       своего местоположения по карте.

Практика (1 ч.)

Движение по азимуту с использованием компаса (практическое выполнение). Масштабы карты. Определение масштаба карты.

 Экскурсия (1ч.)

Теория (1 ч.) Подведение итогов обучения. Экскурсия в учебно-военное заведение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы учащиеся

должны знать: 

о современных Вооружённых Силах РБ, истории их создания, их предназначении, структуре;

об основных видах вооружения, о современных и перспективных видах оружия и военной техники;

 о теории из области военных профессий: основах тактики и ведения боя, устройстве и назначения автомата АК-74, наступательных и оборонительных ручных гранатах РГД-5 и Ф-1, противогаза, пневматической винтовки, пистолета Макарова;

 основах строевой подготовки;

 о действиях в критических ситуациях, о порядке действий в случае применения оружия массового поражения;

о порядке действий при различных повреждениях здоровья;

должны уметь:

ориентироваться на местности;

 пользоваться топографическими картами и определять свое местоположение на местности по карте;

 практически действовать в ходе критических ситуаций, техногенных катастроф, при применении оружия массового поражения;

  разбирать и собирать автомат АК-74;

 стрелять из пневматического оружия;

  выполнять основные строевые приёмы с оружием и без него;

 выполнять команды строевой подготовки,  оказывать первую доврачебную помощь.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Теоретические занятия.
  2. Практические занятия.
  3. Учебно-тренировочные занятия.
  4. Игры.
  5. Соревнования.
  6. Смотр-конкурс.
  7. Мастер-класс.
  8. Презентация.
  9. Уроки Мужества.

 В программе «Патриот» принципы обучения образуют систему, целостное единство обучения. Реализация одного принципа связана с обязательной реализацией других, что позволяет педагогу видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса, делать обоснованный выбор целей, отбора содержания учебного материала, форм, методов и средств организации деятельности обучающихся.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Патриот» используется педагогическое наблюдение и применяются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  1. Зачеты по теории.
  2. Семинары.
  3. Сдача нормативов.
  4. Участие в соревнованиях.
  5. Участия в мастер-классах.
  6. Открытые занятия.
  7. Слёты часовых Постов № 1.
  8. Рефлексия.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, реализующий программу клуба «Патриот».

 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы

В ходе реализации программы «Патриот» возникает необходимость определения степени усвоения детьми разделов программы, которая определяется следующими критериями:

по строевой подготовке: обучающийся владеет основными терминами и определениями Строевого устава ВС РБ, знает и правильно практически выполняет основные строевые приемы, воинские ритуалы. по огневой подготовке: обучающийся знает технику безопасности при обращении с оружием и боеприпасами,  материальную часть стрелкового оружия ВС РБ (АК-74, ПМ, ПВ), умеет им пользоваться,  правильно осуществляет разборку и сборку. Способен самостоятельно осуществить уход за оружием (чистку и смазку оружия). При стрельбе из пневматической винтовки показывает результат на оценку не ниже «удовлетворительно».

Результаты:

«отлично» - выбивает 40 и более очков из 50;

«хорошо» - от 25 до 40 очков из 50;

«удовлетворительно» - от 15 до 25 очков из 50.

по действиям в чрезвычайных ситуациях:

обучающийся умеет правильно действовать в различных чрезвычайных ситуациях, способен обезопасить себя в случаи нахождения на местности, зараженной отравляющими веществами, имеет навыки одевания противогаза и общевойскового защитного комплекта, знает основные гражданские сооружения для укрытия в случае возникновения опасности.

по истории Беларуси, ее Вооруженных сил и тактики:

обучающийся знает основные воинские памятные даты, имеет представление о современных видах вооружения и военной техники, знает организационно-штатную структуру современных ВС РФ.

по медицинской подготовке:

обучающийся имеет навыки в оказании первой медицинской помощи при отравлениях, переохлаждениях, травмах, ранениях, умеет накладывать бинтовые повязки, способен оказать первую помощь пострадавшему.

по топографической подготовке:

обучающийся умеет читать топографические карты и определять их масштаб, умеет находить стороны горизонта и находить свое положение на местности, способен правильно ориентироваться на местности, знает понятие магнитного азимута и умеет его применять на практике.

ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Апакидзе.В.В., Дуков Р.Г., Полоз П.П. Строевая подготовка. [Текст] Учебное пособие. – М.Воениздат,1991. 350с.
  2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. [Текст] М., 1989. -172 с. Аронов А.А. Современные проблемы военно-патриотического воспитания школьников./Военнопатриотическое воспитание молодежи. [Текст]  - М., 1991. -С.75-89.
  3. Архипов М.И., Кузнецов В.А. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности / Актуальные вопросы социальной информации и военно-социального управления в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] - М.: ГАВС, 1995. - С.68-84.
  4. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ. [Текст] Учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994.-155с.
  5. Волкогонов Д.А. Методология идейного воспитания. [Текст] - М.: Воениздат, 1980.352с.
  6. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. [Текст] - М.: Воениздат, 1996.-250.
  7. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. [Текст] - М., 1990. - 150 с.
  8. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. [Текст] - М.: ВУ, 1997. - 324с. 
  9. Грачев Н. Ориентация на патриотизм. [Текст] /ОБЖ. - 2000. - №8. С.40-42. 
  10. Дудин С. Профилактика боевых психических расстройств у военнослужащих специальными методами психологической подготовки. [Текст] / Информационнометодический сборник/Центр ВС ПЛИ МО РФ. - 1993.- №4.-С. 38-45.
  11. Ильин И.А. О Родине. Путь к очевидности. [Текст] - М.; Республика, 1993. -218с. 
  12. Конжиев Н.М. Система военно - патриотического воспитания в общеобразовательной школе. [Текст] - М.: Педагогика, 1986. - 148с.
  13. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. [Текст]  УЦ «Перспектива», Москва,  2011г.
  14. Наставление по стрелковому делу. [Текст] - М.; Воениздат, 1987. - 640 с.
  15. Воронин А.В. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести. [Текст] . - М.: "Армпресс", 2001. - 95с.
  16. Коледа С.И. Выживание. [Текст] -Мн.: ООО "Лазурак", 1996. - 464с.
  17. Кузнецов В.И. Особенности военной службы. [Текст] - М.: "Армпресс", 2000. - 95с.
  18. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий ~ защитник своего Отечества. [Текст] - М.: "Армпресс", 2000. - 96с.
  19. Меримский В.А.. Приемы и способы действий солдата в бою. [Текст] - М.: Военное издательство, 1988. - 136с.
  20. Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил. [Текст] - М.: "Армпресс", 2000.87с.
  21. Смирнов А.Т. Основы военной службы. [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2000.-239с.
  22. Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи: Кол.монография. [Текст] - М.: Издательство "Международная педагогическая акадамия", 2000.-208с.
  23. Уайзмэн Дж. Спецназ: Курс индивидуальной подготовки [Текст] - М.: ФАИР -ПРЕСС, 2001.-304с.
  24. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст] 11 класс: Учебн. Для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "Издательство "Аст-рель, 2001,366с.
  25. Хацкевич ЮГ. Начальная военная подготовка. [Текст] - М.: АСТ, 2001. - С.274-289.
  26. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. [Текст] М.: "Русский журнал", 2001-194с.
  27. Шойгу С.К. Учебник спасателя[Текст]-М., 1997. - 520с.
  28. Актуальные проблемы морально - политической и психологической подготовки войск в современных условиях. [Текст] - М.: ВПА, 1981. - 111с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания...- Л.: 1968. - 337с. Арзамаскин Ю.Н., Черных И.И. Стойкость, остановившая врагов // Ориентир. - 1995. - №4 - С.27-33.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования, спорта          и туризма Щучинского райисполкома

                 П.В.Тарчинский

«___» августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть